Две самые перспективные на сегодняшний день отрасли отечественной экономики – сельское хозяйство и IT. Это бизнес-противоположности, которые пребывают на разных полюсах технологического прогресса: существующая в онлайн индустрия и максимально приземленная работа, привязанная к месту и времени. Некоторая архаичность и консервативность, впрочем, не мешает сельскому хозяйству генерировать 17% ВВП и 40% валютных поступлений.

Все эти показатели, а также высокие прибыли участников сельхозрынка достигаются в основном благодаря не технологическим прорывам, а куда более прозаичным отраслевым факторам, основным из которых является низкая цена на аренду земли.

По экспертным оценкам, из около 40 000 фермерских хозяйств инновационные технологии на постоянной основе применяют не более 10%.

Двигателем научно-технического прогресса, как, впрочем, и многого другого в АПК, являются агрохолдинги. Крупные компании не бояться потратиться на инновации не только в производство, но и во все сопутствующие сферы – управление ресурсами, кадрами, закупками и т. д. Затраты на высокотехнологичные разработки у крупнейших игроков составляют $5–7 на каждый гектар. К примеру, инновационный бюджет одного из крупнейших агрохолдингов – МХП – за 2018 год был на уровне $2,5 млн.

Скорость внедрения новых технологий, как правило, обратно пропорциональна масштабу компании – из-за сложностей в управлении, обычных для крупных хозяйств.

Еще одна проблема – социальная. Рост технологичности производства автоматически выливается в сокращение потребности в сотрудниках. По расчетам компании McKinsey, к 2030 году текущее количество рабочей силы может быть сокращено на 15% из-за роботизации, как результат, повышения продуктивности труда. Оборотная сторона – увеличение заработных плат для оставшихся счастливчиков.

Однако ключевой и самый основной фактор, тормозящий инновации в сельском хозяйстве, – человеческий. Речь не об осознанном вредительстве (хотя бывают и такие случаи).

Проблема в отсутствии компетентных сотрудников, способных управлять сверхсложной техникой и/или системами, а также нежелании нести за нее ответственность – часто механизаторы и трактористы попросту боятся садиться за руль или прикасаться к клавиатуре, понимая, что цена ошибки тянет на десятки тысяч долларов.

Тем не менее внедрение технологий – безальтернативный вариант развития аграрного бизнеса. По словам генерального директора HarvEast Дмитрия Скорнякова, любые инновационные наработки в компании сначала отрабатываются на пилотных проектах – таким образом тестируется их эффективность.

«Например, если собираемся установить на технику какое-то дополнительное оборудование, то пробуем это делать на нескольких машинах, смотрим, как оно работает. На практике часто бывает, что некоторые заявленные параметры либо не работают, либо работают не так, как ожидали, – не дают эффекта, – сказал он в одном из недавних интервью – У нас математика такая: из 100 идей всего 50 проходят проверку в пилотном проекте. Только половина пилотных проектов доходят до массового внедрения, а из этой половины – 2/3 приносят бизнесу реальную пользу».

Богдан Данилишин, член совета НБУ, коментирует, что, несмотря на ведущую роль АПК, Украина отстает от развитых стран по уровню производительности труда в сельском хозяйстве. Причины – деиндустриализация аграрного производства, невысокая урожайность сельхозкультур, избыточная занятость и нерациональная организация производства. При этом наибольший потенциал для внедрения технологий он видит как раз у средних фермерских хозяйств, которые более адаптивны и способны на быстрые изменения.

Сказать, что аграрный комплекс Украины далек от инноваций, было бы неверно. Хрестоматийный уже пример применения технологий в АПК – дроны. В сельском хозяйстве их применяют для контроля использования ресурсов, внесения удобрений, контроля посевов – агромониторинга полей, в результате которого можно получить исчерпывающую характеристику посевов вплоть до наличия сорняков или потенциала урожайности. Как констатируют в компании DroneUA, одном из крупнейших операторов коммерческих дронов, около 96% заказов в их пакете – это аграрные облеты.

В исследовании Agrohub Innovation Agenda, которое охватило более 150 топ-менеджеров агрокомпаний с банком земли разного масштаба, выделено три основных приоритета инновационности украинских аграриев.

Первый – точное земледелие. Популярность объясняется в первую очередь внятным экономическим эффектом: применение технологии позволяет сэкономить в среднем 15% удобрений, топлива и СЗР, оптимизировать управление полем. Второй приоритет – инновации в учет и анализ полей. Третье направление – ERP-системы управления компанией, которые позволяют контролировать разрозненные земельные массивы по всей территории страны и управлять большим количеством людей. Конечно, никакие технологии не возместят отсутствие дождя. Однако они помогут минимизировать последствия засухи.

В мире аграрные технологии решают более глобальные задачи. Искусственное мясо, вертикальные фермы, выведение новых сортов растений – и все это за несопоставимые с внутриукраинскими суммы. В сфере селекции растений общемировой показатель затрат на инновации – не менее 15% от оборота. Компания Corteva Agriscience, специализирующаяся на продуктах и технологиях для фермеров на протяжении последних двух лет, инвестировала более $2 млрд в цифровые разработки: деньги были потрачены на научно-исследовательскую работу, оборудование лабораторий и диджитал.

Основное отличие украинских высокотехнологических решений от общемировых – в их фокусировке. В Украине технологии направлены на усиление контроля и противодействие воровству, в то время как зарубежные ставят своей целью увеличение урожайности и общей эффективности производства.

Топ-3 примеров инноваций в АПК:

Плавучая ферма в Нидерландах

Плавучий молочный завод в Роттердаме на мелководье бухты Мервехафен представляет собой платформу, на которой содержится 40 коров. Производительность – около 1000 литров молока в день.

80% рациона формируется из пищевых отходов или выращивается там же, на расположенной на платформе плантации. Навоз убирают роботы и направляют его на удобрение или на биоэнергию. Проект не является полностью коммерческим, а скорее – демонстрацией концепции. Но поставленные перед ним задачи – в том числе привлечение внимания общественности – выполнил.

Биопластиковая упаковка из кожи животных в Исландии

Исландская дизайнерская студия At10 разработала биопластичную упаковку для мясных продуктов, которая делается из кожи животных. Разработчики исходили из того, что если уж сельхозживотному суждено погибнуть, то пусть оно используется максимально эффективно.

Кожу кипятят, добиваясь выделения коллагена и желатина, а образовавшееся гелеобразное вещество отливается в любую необходимую форму. Упаковка Bioplastic Skin прозрачна и на вид не отличается от пластиковой.

Новинка выполняет утилитарную функцию, а также уменьшает отходы животноводства.

Эргономичная винная бутылка для интернет-магазинов

Не менее 20% всех покупок алкоголя в Европе осуществляется онлайн. Доставка такой продукции является одной из главных проблем алкогольного e-commerce – из-за хрупкости и тяжести традиционных стеклянных бутылок.

Британская компания Garcon Wines представила плоскую бутылку для вина из небьющегося и экологически чистого материала (перерабатываемого пластика), применение которой позволит сэкономить на транспортировке.

Такая бутылка, вмещая стандартные 0,75 вина, весит на 87% меньше обычной винной тары.

Войти

Зарегистрироваться

Сбросить пароль

Пожалуйста, введите ваше имя пользователя или эл. адрес, вы получите письмо со ссылкой для сброса пароля.